Как учить с ребенком уроки: 6 секретов воспитания
Многие родители делают уроки вместе со своими детьми. И это оправданно, так как без присутствия взрослых детям трудно заставить себя делать необходимое, трудно самоорганизоваться. Для того, чтобы ученик смог научиться самостоятельно делать домашние задания необходимо несколько лет. Более того, для ребенка очень важно, чтобы им руководил кто-то, кому он доверяет и чье одобрение ценно для него.
1
Ежедневные занятия в школе утомляют ребенка. К тому же, каждому ученику требуется время, чтобы переключиться с школьной обстановки на домашнюю. Поэтому многие специалисты рекомендуют после школы давать детям 1-2 часа отдыха, а уж потом заниматься уроками. Причем в течение этого времени стараться вообще не обсуждать с ребенком, как он отвечал у доски или написал контрольную работу.
2
Превратите выполнение уроков в своеобразный каждодневный ритуал, происходящий в одном и том же месте, в один и тот же час. Специалисты по возрастной физиологии считают, что наиболее подходящее время для уроков – это промежуток с 15 до 18 часов. Даже если ребенок в течение этого времени не успеет выполнить все заданное, перенапрягать его не стоит. Лучше доделать оставшееся в другой день, утром или повторив урок по пути в школу. Причем ученикам 1-4 классов каждые полчаса можно и нужно устраивать 10-минутный перерыв. Им это необходимо потому, что детям в возрасте до 12 лет трудно концентрироваться на чем-нибудь одном долее 30 минут.
3
Многие взрослые из-за занятости на работе не могут делать с ребенком уроки каждый день. В этом случае можно договориться о правилах самостоятельной подготовки по домашним заданиям. К примеру, ребенок может самостоятельно выполнять устные упражнения, читать, делать простые и понятные ему задания. Более сложные упражнения можно делать, когда взрослые придут с работы и смогут помочь.
4
Не пытайтесь делать уроки за ребенка. Гораздо важнее научиться задавать ребенку правильные наводящие вопросы, которые будут помогать ему решать задачу самому, продвигать его в рассуждениях. Такой подход намного быстрее разовьет самостоятельность и умение искать метод выполнения задания. Кроме того, ребенок почувствует гордость за то, что смог выполнить задание сам. Ученик должен понимать, что взрослые нужны не для того, чтобы делать работу за него, а только для помощи. Поэтому не нужно контролировать действия ребенка: достаточно помочь ему спланировать работу, помочь начать ее выполнять и быть неподалеку на случай, если ему понадобиться помощь.
5
Часто бывают случаи, когда даже в течение нескольких часов ребенку не удается объяснить что-либо. В период таких кризисов многие взрослые разражаются, выходят из себя, повышают голос, не сдерживаясь. При этом выполнение домашних заданий превращается для всех домочадцев в источник напряжения, ребенок в таких условиях будет только испытывать вину за свою неспособность понять что-либо и не сможет полноценно учиться. В этом случае психологи рекомендуют взять паузу и отдохнуть вместе. Все недоделанное закончить через пару часов или на другой день. Более радикальный прием – временно или постоянно перепоручить обязанность делать с ребенком уроки кому-нибудь другому.
6
Дополнительные упражнения бывают очень полезны для ребенка. Поэтому после завершения всех обязательных заданий неплохо задавать ученику еще пару-тройку вопросов по пройденному материалу. Ответы на них позволят убедиться, что ребенок действительно хорошо все понял. Только не надо преподносить эти вопросы как наказание или дополнительную нудную обязанность. Это можно подать как вопрос для проверки, или игровое задание. Только в последнем случае не стоит впадать и в другую крайность, превращая все детские игры и увлечения в уроки. Этим можно только внушить отвращение к учебе.