Как развить мелкую моторику у ребенка: 6 советов молодым родителям
Человеческий головной мозг устроен таким образом, что центры, которые призваны отвечать за движения пальцев рук, достаточно близко расположены с речевыми центрами. Вот почему так важно начинать развитие мелкой моторики чуть ли не с грудного возраста. Активизируя моторику рук, можно активизировать и соседние центры. Поэтому необходимо уделять различным пальчиковым упражнениям особое внимание, заинтересовывая ребенка увлекательными занятиями. Дети будут охотно их выполнять, если вы преподнесете их в виде своеобразной игры.
1
Превратите развитие мелкой моторики в увлекательный процесс, даже когда ребенок принимает водные процедуры. Приобретите специальные игрушки для купания в виде уточек, совочков, ведерок и леек. Покажите малышу, как можно набрать в лейку воду и полить ей игрушку. На прогулку также необходимо брать с собой лопатки, ведерки и совочки даже в зимний период. Игры с песком не менее полезны для малыша. В процессе игры массируются ладони, кроме того лепка «куличиков» и «пирожков» способствует развитию тонкой координации и моторики рук.
2
После полутора лет ребенку смело можно предложить наборы для рисования. Отлично подойдут пальчиковые краски, где ребенок может развить не только моторику, но и творческие способности. Рисование кистью в подобном возрасте может вызвать большие затруднения, куда проще обмакнуть пальчик или даже всю ладонь в краску и начать «творить». Не переживайте, если его мазки и движения будут неловкими и неуклюжими, а малыш перепачкается в красе «с ног до головы». Так он познает новый для себя материал и его возможности. Не менее продуктивной будет работа в этом возрасте с пирамидкой и первые попытки по застегиванию пуговок на одежде. Не торопите малыша, даже если он что-то делает неправильно, процесс обучения, проб и ошибок очень важен в развитии мелкой моторики.
3
В возрасте 2,5 лет можно предложить ребенку рисование кистью более осознанных геометрических фигур и окружностей. Приобретите ему кубики, пусть начнет складывать из них первые несложные конструкции. Так же невероятно эффективно можно использовать в этом возрасте пластилин. Научите ребенка катать «колбаски» и лепить шарики, сначала под вашим руководством, а затем самостоятельно.
4
Раскраски и другие развивающие задания, требующие от ребенка внимания, можно предложить в возрасте 3-4 лет. Объясните, что, разукрашивая предметы, нельзя выходить за пределы линий рисунка. Кроме того, предложите различные игры с использованием всевозможных мелких предметов. Возьмите, к примеру, несколько горошин и перемешайте их с крупинками любой каши или риса, попросив ребенка вновь разложить все в свои кучки. Дополнительно можно подключить к игре старшего брата/сестру или любого другого родственника, устроив небольшое соревнование с поощрительными призами. Приучайте ребенка самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать обувь и одеваться – все это крайне положительно влияет на развитие моторики и координации движений в целом.
5
К 4-м годам основные навыки мелкой моторики уже должны быть достаточно развиты, однако не стоит останавливаться на достигнутом, приобретайте ребенку пазлы и мозаики различной степени сложности, конструкторы и творческие наборы.
6
С особой ответственностью стоит подойти к вопросу развития мелкой моторики в период подготовки к школе. Насколько хорошо она будет развита, настолько большего воображения, мышления, концентрации внимания и усидчивости можно добиться от дошкольника.